Оборудование
Выбирающему Си-Би рацию для машины можно посоветовать следущее:
1. Мощность - не меньше 10 Вт, если вы не будете ставить усилитель ("кирпич"). Если вы решили ставить "кирпич", то мощности станции в 4-5 Вт. Будет достаточно. Но учтите, что максимально разрешенная мощность Си-Би станции в России - 10 Вт. и "кирпичи" находятся вне закона.
2. В рации должен быть автоматический шумодав. Т.к. крутить ручку ручного шумодава, во первых, иногда надоедает, т.к. в городе довольно много помех, а во вторых - лишний раз отвлекаешься от дороги, что очень плохо.
3. Хорошо, если у станции будет парочка ячеек памяти (обычно их 3 или 4 ) - тоже не отвлекаешься лишний раз от дороги - забил один раз в память нужные каналы и, что называется, забыл про ручку переключения каналов.
4. Кстати о каналах... их количество , на мой взгляд, особой роли не играет, так что сравнивать рации по количеству каналов - как то не очень логично...Пользоваться всеравно приходится 3-4 каналами...(навскидку - 18, 15, 9,20) ну максимум 5-6ю... так что 40, 120 каналов в рации или 240 абсолютно всеравно.
5. Важно чтобы рация работала и в FM (частотная модуляция) и AM (амплитудная модуляция). Это скорее связано с тем, что, например, на трассе все работают в 15 канале, но исторически почему то сложилось, что именно в AM. На всех остальных каналах все работают в FM.
Что касается марки станций, то хорошо себя зарекомендовали Megajet, Yosan, Dragon, Maycom... Стоит сказать, что данная статья - не аксиома, а лишь ориентир при выборе станции. На вкус и цвет, как говорится, карандаши разные.
Рекомендации по оптимальному выбору автомобильной радиостанции
Для того чтобы понять, какая именно конфигурация оптимальна для Вас, необходимо знать, зачем Вам связь в принципе. В упрощенной форме дальность связи по передаче будет определяться характеристиками антенны и усилителя (или оконечного каскада передатчика радиостанции, если усилитель Вы не применяете, а по приему - антенны и радиостанции (ее приемника). Итак, начнем с самого простого.
Вы с друзьями ездите по просторам нашей Родины и пытаетесь общаться между собой в процессе движения и попутно "греть уши" в канале дальнобойщиков. Наиболее бюджетный вариант - это MJ 300 + МА 27. Дальность связи между машинами в этом случае составит уверенных 3-5 км. Зато комплект стоит совершенно смешных денег. Если запитывать аппарат от прикуривателя, комплект можно переставлять с машины на машину.
Следующий шаг для повышения эффективности Вашей связи - замена антенны на Alan ML 145. Дальность связи при этом возрастет процентов на 25-30.
Следующий шаг: замена антенны на стационарно крепящуюся. В случае с дальнобоем возможны трудности с применением двухметровых антенн. Если хочется что-то покороче - можно взять Lemm AT-1000 Eagle или (чуть хуже) Lemm AT-500 Colt. Lemm АТ-1700 при той же длине заметно проигрывает им в эффективности, 1200 и 1500 - еще хуже, про 60-сантиметровый "огрызок" АТ-550 уж и говорить нечего. Настоятельно не советуем связываться с Alan 9+ из-за очень низкой ее эффективности. Но все-таки, мы бы рекомендовали использовать двухметровую АТ 73. Ее вполне можно закрепить, например, на зеркале. Данные крепления выпускаются серийно. Комплект MJ 300 + AT 73 увеличит дальность уверенной связи между машинами с такой аппаратурой до 8-10 км. Именно такой комплект мы бы рекомендовали дальнобойщикам, как оптимальный для решения их задач.
Следующий шаг: заменить MJ 300 на MJ 600 Turbo (чуть хуже MJ 600+ Turbo, MJ 3031 M Turbo). Дальность уверенной связи между машинами с однотипной аппаратурой возрастет до 10-13 км, а при применении антенны Turbo 2001 увеличится против АТ 73 еще где-то на 10%. Turbo 2001 + MJ 600 Turbo (MJ 600+ Turbo, MJ 3031 M Turbo) по совокупности технических характеристик мы назвали бы, пожалуй, оптимальным комплектом для любителей полазать по бездорожью, не желающих использовать усилитель.
Следующий шаг: установка усилителя. Вам требуется перекрывать расстояние между машинами порядка 20 км на местности (вне городской застройки), при этом Вы не хотите заморачиваться мучительным выбором места для проведения радиообмена. Ну что ж, установка хорошего усилителя неизбежна.
Рекомендуемое железо: радиостанция - MJ 600,MJ 3031 M ( не MJ 3031 или 3031 D! ), чуть хуже MJ 600+, MJ 800, Yosan 2204 Turbo. Вполне допустим, хотя и не столь удобен для подобной работы, MJ 300. MJ 3031 M стоит рассматривать только в том случае, когда аппарат не снимается с машины (при отключении питания эта модель забывает все настройки и "просыпается" односеточной). усилитель - KL 300 (KL 300 P - только с ампутированным предусилителем, что невозможно без вмешательства в конструкцию). Несколько хуже подходят KL 400 и ЕА 300 (легендарные "золотые ребра"); кроме всего прочего, эти усилители сложно заставить работать в АМ, - но это, по большому счету, практически никогда и не нужно. антенны - только двухметровые, лучше всего Turbo 2001, АТ 73 или Sirio 5000 Performer. В принципе, допустимо использование Sirio 4000 и ее производных, предварительно правильно собранных и доработанных, но механическая прочность (надежность) этих антенн заставляет желать лучшего. Если уже валяется - можно помучаться и сделать, хотя все одно, будет уступать. Минимально пригодным для подобного использования комплект MJ 300 + KL 300 + AT 73
Следующий шаг: Вам требуется дальность связи между двумя машинами свыше 25 км, или, по городу, - свыше 15 км. Что ж, тогда остается только выжимать из гражданского диапазона все, на что он способен: усилитель KL 500 и антенна Turbo 2001.
Следующий шаг: хочется еще больше... Придется жертвовать амплитудной модуляцией. Чтобы не только орать громко, но и слышать далеко, необходимо применить радиостанцию с еще более совершенным приемником, чем у семейства Megajet’ов. Это Alinco DR-M 03. В данный момент комплект Turbo 2001 + KL 500 + Alinco DR-M 03 кажется наиболее эффективным из всего многообразия аппаратуры, которое присутствует на рынке средств связи гражданского диапазона.
MJ 600 Turbo и MJ 600+ Turbo более предпочтительны для работы без усилителя. Усилитель же они неизбежно будут убивать, если не "растурбировать" их взад. Для работы с усилителем лучше брать те же модели без приставки Turbo. В принципе, все отличие аппаратов с этой приставкой от их братьев без нее состоит лишь в том, что аппараты с приставкой Turbo имеют более мощный оконечный каскад передатчика и "качают" 15 Вт честных, в отличие от своих "нетурбированных" десятиваттных братьев. Но из любых правил есть исключения. Первое исключение составляет "парочка" MJ-3031M и MJ-3031M Turbo - это совершенно разные аппраты. В MJ-3031M Turbo, в отличие от MJ-3031M, нет порогового шумодава, и из-за этого он менее удобен для использования в 15-м канале дальнобойщиков с модуляцией АМ. Еще одно исключение - MJ-300 и MJ-300 Turbo. Первый имеет мощность 8 ватт, второй - 10 в FM и 8 в АМ. Соответственно, больше между ними никаких различий нет, и оба они нормально работают с усилителями. Еще одна "парочка", про которую стоит упомянуть - Yosan JC-2204 и Yosan JC-2204 Turbo - не имеют между собой ничего общего. Если первый аппарат неработоспособен в принципе, то второй относится к семейству MegaJet`ов и занимает промежуточное положение между MJ-300 и MJ-600+. Несмотря на приставку Turbo, он имеет мощность 8-10 ватт и отлично совмещается с усилителями. Главный недостаток - отсутствие порогового шумодава, впрочем невысокая цена при простоте управления и очень неплохих характеристиках этот недостаток компенсирует. Следует заметить, что торговая марка Megajet выбрана не от нежной любви к фирме РКК, которой она принадлежит. Для того чтобы рекомендовать именно эти модели, причиной послужила возможность практического сравнения радиостанций гражданского диапазона в реальных условиях эксплуатации. В основе этих рекомендаций лежит и статистика отказов, и соотношение "цена/качество", и реальные характеристики аппаратуры. Помимо всего прочего, есть и такой немаловажный аспект, как удобство использования аппаратуры. В частности, за исключением перечисленных в данном материале моделей, в аппаратуре связи гражданского диапазона не применяется "автомат шумодава" (в некоторых Maycom-ax он заявлен, но не работает из-за дефекта производителя... ). Автоматический шумодав в подавляющем большинстве случаев намного удобнее обычного порогового. Особенно ярко это преимущество заметно в условиях крупного города с его обилием индустриальных помех. Но иногда нужен и пороговый шумодав (не более чем как дополнение к автомату). Например, при работе в амплитудной модуляции часто эффективнее бывает использовать именно его. Такие модели, как MJ 300, Yosan 2204 Turbo, MJ600+, MJ 800 и MJ-3031M Turbo, порогового шумодава лишены в принципе, и на ручку SQ выведен все тот же "автомат". В отличие от них, у моделей MJ 3031 M и MJ 600 при наличии "автомата" сохранен и пороговый шумодав, выведенный на ручку SQ, что, на мой взгляд, делает эти две модели более удобными в применении.
Усилители класса KL 200, KL 203, EA 150, Booster 747 и т.п. как полноценные не рассматриваем и напоминаем, что скупой платит дважды. Кроме того такие модели, как KL 203 и Booser 747, являются неремонтопригодными по причине слишком дорогих комплектующих.
Все указанные дальности могут сильно сокращаться при некорректной установке оборудования на машины, а также в силу особенностей рельефа и застройки при работе в городе. Собственно, и даны они из расчета на то, что антенна установлена в верхней точке кузова машины и не на фальшивую массу. По практике только сама по себе перестановка антенны с фальшивой массы на нормальную увеличивала уверенную дальность связи процентов на 10-15. Под фальшивой массой подразумевается использование в качестве массы крышек капотов, багажников, задних дверей и т.п, так как будучи действительно подключенными к массе по постоянному току, эти элементы на радиочастоте будут не более чем сложным набором емкостей и индуктивностей, а учитывая их геометрические размеры, еще и с частотой резонанса близкой к 27 МГц, что и вызывает заметную потерю эффективности антенны. Например, при установке антенны на экспедиционный багажник, для того, чтобы избежать этих потерь, он должен иметь электрический контакт с кузовом во всех точках крепления к нему (ну, по крайней мере, в четырех угловых). Варианты установки антенны в "крыло", как правило, ведут к потере дальности процентов на 15-20, а извращения типа установки в бампер убивают дальность процентов на 20-40.
Следует также отметить, что перестановка однотипной антенны со стационарного крепления на кузове на магнит "крадет" дальность где-то на 20-25 процентов. Кроме того, магнитки очень плохо стыкуются с усилителями. Подобная комбинация, как правило, вызывает серьезные наводки на бортсеть по передаче, собственную генерацию усилителя и многие другие замысловатые эффекты, связанные с тем, что магнитка "берет" потенциал кузова с корпуса усилителя через полуволновый повторитель импеданса, образованный экраном ее кабеля и кузовом машины. Шумы по приему, наводки на бортсеть, генерация усилителя могут возникать и исчезать фактически при небольшом перемещении кабеля магнитки по салону машины. Лечится подобное недоразумение применением ВЧ-отглушки, которая к тому же позволяет произвольно удлинять кабель магнитки.
Однако со всех сторон дуют в уши и называют самые разные другие цифры, желая продать залежалый товар. А самые ушлые делают ужасно умные лица (ну прям почти как у человека!) и менторским тоном заявляют, что в гражданском диапазоне ничто не предсказуемо, и, мол, четких критериев оценки нет, или начинают рассказывать охотничьи истории о том, как с любимого Intek-a и Hustler-a связались с Владивостоком на 10 баллов! Конечно, мы тоже можем выбраться на крышу высотки и связаться с портативки на расстояние около 30 км (выходная мощность портативки 3,5 Вт честных, антенна - штатный "крысиный хвост" длиной не более 20 см), но это будет не более чем случайность.
Статья любезно одолжена с форума Ci-Bi.ru
Антенны. Общая информация
Автомобильные антенны имеют круговую диаграмму направленности. Однако, в зависимости от места установки антенны на автомобиле, круговая диаграмма может искажаться. С точки зрения эффективности связи, наиболее выгодно антенну устанавливать в центре крыши. Диаграмма направленности при этом близка к круговой. Если антенна устанавливается ближе к какому-либо краю крыши, то максимальное излучение она будет иметь в противоположном направлении. По типу устройств крепления антенны делятся на врезные и магнитные. Врезные антенны требуют сверления отверстия в корпусе автомобиля (или крепления на водосток), а магнитные имеют в основании сильный магнит, за счет которого удерживаются на стальной поверхности.
Как и все другие антенны, более длинные автомобильные антенны обычно имеют большее усиление. Антенны с магнитным основанием, при прочих равных условиях, имеют несколько меньшее усиление по сравнению с врезными, так как связь с корпусом автомобиля, который является противовесом, у магнитных антенн осуществляется за счет емкости, образованной основанием антенны и корпусом автомобиля. Основание большего диаметра всегда предпочтительнее, так как оно лучше удерживает антенну и имеет большую емкость связи с корпусом. В большинстве случаев настройка автомобильной антенны производится регулировкой длины штыря для получения минимального значения КСВ на середине используемого диапазона. Если значение КСВ на низкочастотном краю диапазона больше, чем на высокочастотном, то длину штыря следует увеличить. При обратной ситуации штырь укорачивается. Для антенн на магнитном основании изменение длины питающего кабеля недопустимо, так как при этом нарушается фазировка антены.
Статья любезно одолжена с форума Ci-Bi.ru
Как выбрать и установить антенну Си-Би на автомобиль
Сегодня многие автовладельцы, устанавливая радиостанции на свои авто, уделяют слишком мало внимания антенно-фидерным устройствам, подключаемым к радиостанциям, наивно полагая, что антенна – это лишь кусок провода. Это глубокое заблуждение даёт о себе знать сразу после установки радиостанции.
В настоящее время, персональная радиосвязь на дорогах нашей страны осуществляется на частоте 27135 кГц, на так называемом Си-Би диапазоне, ещё его называют гражданским диапазоном. Соответственно при выборе антенны необходимо выбирать антенну именно этого диапазона. Сейчас в продаже имеется огромное количество антенн этого диапазона. Какую же антенну выбрать? Перед этим выбором рано или поздно оказываются практически все.
Лучший вариант – это прибегнуть к совету независимого специалиста по радиосвязи. Однако не всегда есть возможность прибегнуть к его советам, и приходится принимать решение самому. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо уяснить несколько вещей:
1. Длина волны этого диапазона составляет 11 метров, и поэтому, даже антенны с электрической длинной ¼ - получаются больше 2-x метров.
2. Компенсация длинны антенны, как правило происходит за счёт удлиняющей катушки, расположенной в основании антенны. Некоторые ошибочно называю её «усилителем».
3. Чем больше эффективная длина антенны, тем выше её КПД. Короткие антенны «суперэффективными» быть не могут.
4. Механическая надёжность антенны играет не последнюю роль.
5. Необходимо учитывать особенности автомобиля и места непосредственной установки.
6. Не надёжных соединений при установке быть не должно, разъёмы и кабели обжимаются или запаиваются.
7. Ремонтопригодность антенны.
8. Антенны врезные должны иметь надёжную «массу», а антенны на магните плотно прилегать магнитом к металлической поверхности.
9. В «идеале» установленная антенна должна находиться выше окружающих её металлических частей автомобиля.
10. Прежде чем начинать работать, необходимо проверить и настроить антенну на рабочую частоту. Не исправная, или антенна с КСВ более 2 – может привести к выходу из строя передатчика.
Рассмотрим плюсы и минусы некоторых наиболее распространённых Си-Бишных антенн, часто встречающихся у нас. Пожалуй, это антенны фирм Lemm, Alan, Sirio, Optim.
Надо отметить, что «врезными» называются антенны, которые предназначены для установки либо в отверстие в кузове автомобиля, либо на специальное крепление. Поэтому, если вы выбрали врезную антенну, то необходимо подумать о способе крепления: в отверстие на крыше, или на крепление.
Комплектность врезных антенн, как правило включает в себя антенну и кабель – без разъёма, cо стороны радиостанции и крепления. Крепление и разъём нужно будет покупать отдельно, На мой взгляд хорошие крепления изготовляются фирмами Lemm, Sirio, Optim. Их цена обычно находится в пределах 300-400 руб. Отличает их материал, из которого они изготовлены, способ изготовления и обработка поверхности.
Как правило, все эти крепления изготовлены из высоколегированных сталей, литьём, имеют множество рёбер жёсткости и хромированную или вороненую поверхность. Более дешевые крепления изготовляются из силумина или листового железа, методом штамповки. На стоимости крепления не советую экономить, т.к. это чревато последствиями при эксплуатации.
Разъёмы на все Си-Би радиостанции нужны типа PL. Различаются они диаметром отверстия под различные марки кабелей, материалом изготовителя и способом крепления на кабель.
Обязательно посмотрите хорошее видео о тонкостях установки антенны на автомобиль
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/8DZubuzf7io" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
Рассмотрим полюсы и минусы наиболее часто встречающихся антенн диапазона 27 МГц. (сразу оговорюсь – если нет названия антенны в данной статье, это не значит что она «плохая», просто у нас нет по ней статистики).
Lemm АТ-1200:
- Антенна встречается нескольких модификаций. AT-1200 и AT-1200W. Обе антенны работают нормально, но имеют некоторые различия.
АТ-1200 – имеет хороший кабель RG-58, c плотным экраном и «солидной» центральной жилой. Корпус катушки не залит клеем и легко разбирается при настройке. С завода антенна идёт настроенной на среднюю часть диапазона. При правильной установке КСВ на 15 канале дальнобойщиков не более 1,5. Поэтому начинает вполне приемлемо работать сразу.
АТ-1200W – кабель более «жидкий». Корпус катушки залит клеем. Разбирается только после предварительного прогрева горячим феном. С завода антенна идёт настроенной на нижнюю часть диапазона. Поэтому требует обязательной настройки. КСВ на ней можно добиться 1,1 – 1,3.
Ремонтопригодность этих антенн хорошая. Механически слабое место – в основании антенны. При сильном ударе ближе к основанию – оно ломается.
Lemm АТ-1500:
Конструктивное исполнение, слабые механические места – точно такие - же как и у Lemm AT-1200. Отличается от неё длинной штыря и намоточными данными катушки. При правильной установке КСВ на середине диапазона не хуже 1,5. Вполне приемлемо начинает работать сразу. Попадаются партии антенн, у которых точечная сварка в катушке «пережженная» - перед установкой желательно её пропаять хорошо нагретым паяльником.
Lemm АТ-1700:
Конструктивно исполнение точно такое – же, как у Lemm AT-1200,1500. Отличается от них намоточными данными катушки и длинной штыря. При установке необходимо учитывать не только всё выше перечисленное, но и достаточно высокую ветровую нагрузку на штырь, крепление и водосток автомобиля.
Lemm AT-71:
Имеет наиболее удачную и прочную конструкцию. Легко разбирается при необходимости и хорошо настраивается. С завода идёт настроенной на нижнюю часть диапазона, поэтому требует обязательной настройки штырём.
Alan – 9Plus:
Антенна достаточно эффективная, имеющая мощный корпус удлиняющей катушки, однако имеющая несколько недостатков. В основании антенны часто происходит излом крепления. N-разъём на кабеле обжимной, и постоянно окисляется контакт с экраном кабеля. Ответная сторона разъёма имеет внутреннюю пружину, из-за которой постоянно теряется контакт с центральной жилой кабеля. Со временем антенна начинает проворачивается вокруг собственной оси в основании. С завода антенна настроена на нижнюю часть диапазона, требует обязательной настройки.
Sirio T3-27:
Укороченная спиральная антенна. Эффективность работы этой антенны ниже, чем у выше названных антенн, но подкупают малые размеры. Целесообразно устанавливать на автомобили, где установка более длинных антенн технически не возможна. Использование этой антенны с радиостанциями, мощность передатчика которых менее 8 Вт, например Alan-100Plus, как показывает практика нецелесообразно. Антенна настраивается винтом в верхней части антенны, под колпачком. Имеется особенность в настройке антенны – необходимо производить замеры обязательно при установленном на верхний конец антенны колпачке. Без резинового колпачка, показания приборов будут сильно отличаться. Антенна узкополосная, поэтому настройка после установки обязательна. При полностью закрученном винте на кончике антенны рабочая частота антенны смещается вверх – примерно на 28 МГц, а при полностью выкрученном – соответственно вниз, на 26 МГц. N-разъём на основании антенны имеет такие - же недостатки как у Alan - 9Plus.
Optim T3-27:
Точная копия Sirio T3-27. Несмотря на заверения многих специалистов в том, что это подделка, и качество этой антенны хуже, чем у Sirio, можно сказать – разницы нет абсолютно никакой, разве что в цене. Оptim как правило дешевле Sirio.
Таис МА-27:
С гордостью можно сказать – наша отечественная антенна, не уступающая по параметрам и надёжности иностранным аналогам. Цена её вполне приемлема. Получила широкое распространение у таксистов. Но, как всегда, есть несколько «косяков», которые заводу производителю хорошо бы устранить. Остановлюсь на этих недостатках подробно.
Два винта, удерживающих штырь имеют прорезь под плоскую отвёртку, что после нескольких затяжек приводит к сбиванию граней и невозможности выкручивания винтов при обслуживании. Лучше использовать винты с головкой под «шестигранник».
Концы катушки закреплены к латунным наконечникам простым зажиманием резьбой, что приводит со временем к прослаблению и окислению соединения. Лучше их сразу пропаять.
Антенна достаточно широкополосна, и на разрешённых у нас сетках частот работает вполне приемлемо с заводскими настройками.
Sirio ML-145:
В целом не плохая антенна. Имеет хороший конструктив. Катушка залита клеем, поэтому без крайней на то нужды лучше её не разбирать, чтобы нечаянно не сломать. С завода идёт настроенной на нижнюю часть диапазона. Настраивается вполне предсказуемо. Особенно хороший вариант для тех кто пользуется усилителем до 500 Вт.
Следует отметить, что качество изготовления антенн примерно одинаковое и «заморачиваться» по этому поводу не стоит.
Автор: Мигачёв Владимир Германович (г. Ульяновск)
Статья любезно одолжена с сайта www.cxem.net